Налоговая проверка — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Как указано в «Концепции планирования выездных налоговых проверок», утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения налогового контроля в виде налоговых проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются главой 14 Налогового кодекса.
Виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

- камеральные (документальные) налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральные проверки
Камеральную (документальную) налоговую проверку практически постоянно проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 Налогового кодекса РФ). При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.
В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной приоритетной формой налогового контроля налоговых органов. Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок. На основании камеральных проверок, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, отбирают налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.
Выездные налоговые проверки
Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.
Встречные налоговые проверки
Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций. Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома. Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.
Порядок налоговой проверки
Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю. Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

Ход налоговой проверки
При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.
Для первой стороны налоговая проверка — это основной вид деятельности, выполнять которую ей поручило государство, чтобы финансово обеспечить свое существование и функционирование.
Для второй это, как правило, дополнительные трудовые, временные, нервные и в итоге часто финансовые затраты.
Закон прямо предусматривает всего 2 вида налоговых проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ). Но есть еще 3-е контрольное мероприятие, которое непосредственно проверкой не названо, но фактически является ею.
Методы проведения проверок различны, а их набор напрямую зависит от вида проверки, ее субъекта, типа проверяемого налога и других обстоятельств.
Основной метод, конечно, исследование документов, на основании которых вы исчисляли и платили налоги. Но налоговикам дозволяется также:
- проводить осмотр;
- вызывать свидетелей;
- инвентаризировать ваше имущество, причем вы обязаны содействовать контролерам в этом;
- использовать иные формы контроля, указанные в гл. 14 НК РФ.
Что касается оснований для проверки, они также зависят от ситуации. Например, для КНП основанием является сам факт подачи декларации в ИФНС.
Поводы и основания для выездной проверки — в полном ведении налоговиков.
Сроки проведения налоговой проверки
Во избежание злоупотреблений со стороны контролеров временные рамки проверок ограничены НК РФ. Общий срок камералки составляет 3 месяца, ВНП — 2 месяца. Причем момент начала течения срока для каждой проверки свой. И момент окончания фиксируется по-разному. Кроме того, в некоторых случаях проверочные сроки могут продляться или прерываться. Как это происходит, стоит знать любому налогоплательщику.

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):
- начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
- сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца за исключением НДС-декларации (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
- на проверку декларации по НДС у контролеров есть 2 месяца.
Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2021 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:
- выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
- главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
- основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
- проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
- налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
- выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.
Результаты налоговой проверки
Оформление результатов налоговой проверки — ее завершающий и очень важный этап.
Порядок оформления результатов налоговой проверки зависит от 2 факторов:
- вида проверки: камеральная или выездная;
- собственно результата проверки: есть нарушения или нет.
Вся результирующая процедура четко прописана в ст. 100 НК РФ.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Итак, КНП проводится в отношении всех попадающих к налоговикам деклараций. Если в декларации все в порядке, для налогоплательщика проверка проходит тихо и незаметно: решение о ее начале не выносится, никакие документы по ее итогам не составляются (кроме КНП по возмещению НДС).

Иначе обстоит дело, когда проверяющие выявляют нарушения. В этом случае по окончании проверки они обязаны составить акт.
На ход камеральной проверки можно повлиять путем подачи уточненки. Это существенно для тех, кто сам обнаружил ошибки в уже сданной декларации.
Еще одно важное пояснение: акт проверки, по сути, документ информативный. Сам по себе он не порождает для проверяемого никаких последствий, а только сообщает, что в ходе проверки обнаружены некие факты, которые могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком нарушений. А значит, то, что изложено в акте, вы пока обжаловать не можете. В то же время у вас есть возможность повлиять на решение по проверке посредством подачи возражений.
Вся последующая процедура и действия с актом камералки схожи с теми, которые предусмотрены для актов выездных проверок.
Оформление результатов выездной налоговой проверки
По итогам выездной проверки акт составляется всегда, независимо от того, были обнаружены нарушения или нет. Однако окончание проверки фиксируется не в нем, а в справке о проведенной ВНП. Именно со дня ее составления идет отсчет срока, отведенного на оформление акта.
Так же как и при камералке, в случае несогласия с налоговиками можно подать возражения на акт выездной проверки.
Однако и акт без замечаний, который вроде бы должен означать, что вы все делаете верно, еще не гарантия от санкций в будущем.
Решения налоговой проверки
Процедура рассмотрения материалов проверки, предусмотрена ст. 101 НК РФ.

Ее проводит руководитель проверявшей вас ИФНС или его заместитель.
Результатом рассмотрения материалов будет итоговое решение по проверке. Контролеры укажут, были нарушения или нет, и решат, привлекать или не привлекать вас к ответственности. Вот это уже обязательный к исполнению документ, в отличие от акта.
До вынесения решения вы можете ознакомиться со всеми материалами проверки и даже скопировать их.
Это поможет вам лучше подготовиться к дальнейшему обжалованию.
Возражения налоговой проверки
Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки, результатами дополнительных мероприятий налогового контроля или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.
При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы. ФНС России в своём письме подробно изложила порядок подачи возражений на акты налоговых проверок (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»).
Нарушения налоговой проверки
Налоговые нарушения, которые при проверках инспекторы встречают чаще всего, приведены в информации ФНС от 15.04.2019.

Расскажем вкратце об основных.
В части налога на прибыль основными нарушениями являются:
- занижение налоговой базы путем дробления бизнеса между взаимозависимыми лицами;
- учет расходов по документам от фирм-однодневок или взаимозависимых лиц с завышенными или недостоверными данными;
- отнесение к косвенным расходам тех, которые являются прямыми;
- учет питания, не предусмотренного трудовыми или коллективными договорами и др.
По НДС это:
- принятие вычетов по документам от фиктивных фирм или вообще без документов;
- занижение базы с использованием схемы дробления;
- незаконное применение освобождения;
- невосстановление налога в положенных случаях, например при переходе на спецрежимы;
- неполное отражение реализации, невключение в базу безвозмездных передач, СМР для собственного потребления и т. п.
По НДФЛ, в том числе:
- неисчисление налога с натурдохода, матвыгоды;
- неуплата налога с сумм оплаты за работников аренды жилья, невозвращенных подотчетных средств, сверхнормативных суточных;
- ошибки при применении вычетов;
- несдача справок 2-НДФЛ с признаком 1 после сдачи справок с признаком 2 и др.
В упрощенке:
- применение УСН при несоответствии установленным НК РФ условиям (превышена выручка, численность, стоимость ОС и др.);
- применение не того объекта налогообложения, который был выбран при переходе на УСН, самовольная смена объекта в течение года;
- невключение в доходы задатка;
- учет расходов, которых нет в разрешенном перечне;
- уменьшение налога по УСН — доходы на взносы не в том периоде, когда взносы были уплачены, и др.
По ЕНВД:
- применение вмененки по деятельности, под нее не подпадающей;
- формальное деление физпоказателя, площади, между взаимозависимыми лицами;
- отсутствие раздельного учета при совмещении с другими режимами и др.
В части страховых взносов:
- необоснованное применение пониженных тарифов;
- занижение облагаемой базы и завышение вычета по расходам к возмещению из ФСС;
- просрочка ЕРСВ и т.п.
Вывод
Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.
На основании всего вышеизложенного можно сделать выводы о важности налогового контроля, о необходимости искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых органов, о необходимости совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.